Молитва Истихара/صلاة الاستخارة – сунна, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предписал каждому, кто желает сделать кое-что, но сомневается.
Обсуждение вопроса саляата истихары затрагивает восемь пунктов:
1. Определение
2. Суждение
3. Мудрость в предписании
4. Причины для выполнения
5. Время для выполнения
6. Консультация с людьми до совершения молитвы
7. Что следует читать во время молитвы истихара
8. Когда следует читать дуа?
1. Определение
Истихара на арабском означает поиск наставления для принятия решения о чем-либо. На арабском говорится истахир Аллаха яхир ляка
اسْتَخِرْ اللَّهَ يَخِرْ لَك (Проси у Аллаха наставления и Он наставит тебя).
В шариатской терминологии «истихара» означает поиск наставления (к правильному решению), т.е. желание наставления в соответствии с тем, что Аллах знает, что лучше и является самым подходящим, посредством молитвы или дуа, совершаемое во время молитвы истихара.
2 Суждение
Ученые единогласны в том, что молитва истихара является сунной. Доводом тому, что она предписана, является хадис, переданный Бухари от Джабира, который сказал:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил своих сподвижников совершать истихара во всех вопросах, так же, как он учил их сурам из Курана. Он сказал: «учил нас испрашивать благословление во всех делах, подобно тому, как учил нас суре из Курана, говоря: «Если кто–то из вас захочет сделать что–то, пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, а потом скажет: АллахумМа инни астахирука би ильмика ва астакдирука би кудратика ва асалюка мин фадлика ЛЬ азым,фа иннака такдиру ва ля акдир,ва та`ляму ва ля а`лям ва анта `аллям- аль ghуюб. AллахумМа ин кунта та`ляму АННА хадаль амра (затем следует упомянуть дело) хайран ли фи дини ва ма`аши уа акыбати амри факдурху ли ва яСсирху ли Thумма барик ли фихи.Аллахумма wа ин кунта та’аляму анна хадаль амра (затем следует упомянуть дело) шарун ли фи дини ва ма`аши ва акыбати амри,фасрифху `анни уа срифни `анху .вакдур ли аль хайр хаЙСУ кана Thумма рдЫни бихи
اللَّهُمَّ إنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ , وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ , وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلا أَقْدِرُ , وَتَعْلَمُ وَلا أَعْلَمُ , وَأَنْتَ عَلامُ الْغُيُوبِ , اللَّهُمَّ إنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي أَوْ قَالَ : عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ , فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ , اللَّهُمَّ وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي أَوْ قَالَ : عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ , فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ وَاقْدُرْ لِي الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ ارْضِنِي بِهِ . وَيُسَمِّي حَاجَتَهُ
(«O Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно все о сокрытом. О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и произносится то, что намеревается сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели мне его, облегчи его для меня и ниспошли мне Свое благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворенности им»)»
Передано Бухари в его «Сахихе» (1166)
3. Мудрость в предписании:
Причиной предписания истихары является подчинение приказу Аллаха и практическая демонстрация того, что сам человек не обладает силой и мощь. Человек обращается к Аллаху и желает совместить благо этого мира и мира следующего. Для того чтобы достичь этого, необходимо постучать в двери Царя, Аллаха, возвышен Он, и нет ничего более полезного в этой связи, чем молитва и дуа, потому что в них включены почитание Аллаха, восхваление и обращение к Нему с нуждой. После совершения молитвы истихара необходимо сделать то, к чему лежит сердце.
4. Причины для выполнения:
В каких случаях необходимо выполнять молитву истихара? Четыре мазхаба согласны с тем, что истихара предписана в случаях, когда человек не знает, какое решение принять. В вопросах, в которых очевидны хорошее и плохое, или в вопросах поклонения, совершения благих дел, грехов или плохих поступков нет нужды совершать молитву истихара.
Но, если человек желает узнать подходящее время для совершения чего-либо, например, следует ли совершать хадж в этот год, при том, что есть опасность нападения врага или какая-либо другая опасность; или следует ли отправляться с определенным человеком, то в этих случаях можно совершить молитву истихара.
Но нет необходимости совершения истихары, когда дело касается обязательного, запрещенного или макруха. Истихару выполняют в отношении рекомендованных или дозволенных вещей. Обычно истихару не выполняют по предписанным вопросам, а лишь в случаях, когда есть конфликт, т.е. когда у человека есть выбор между двумя вещами, и он должен принять решение, с какого дела начать. В отношении дозволенного, он может совершать истихара на регулярной основе.
5. Время для выполнения
Человек, который желает совершить истихара должен быть в ясном рассудке и не иметь четкого решения по выполнению дела. Фраза «если кто–то из вас захочет сделать что–то» указывает на то, что истихару следует делать тогда, когда человек намеревается совершить дело, и тогда посредством благословения молитвы и дуа то, что является благом, станет ясным для него. И это противоположно случаям, когда определенная идея укрепилась у человека, и есть опасность, что мудрость не будет достигнута, так как человек будет придерживаться того, о чем уже принял решение.
Возможно, тут имеется ввиду окончательное решение, потому что проходящие мысли не имеют значения.
И человеку не следует совершать истихару, кроме как если он решил сделать что-либо, но не обладает сильной склонности к этому. В противном случае, если человек будет совершать истихара по каждой мысли, которая пришла к нему в голову, то он никогда не остановится, и будет тратить все время на это.
6. Консультация с людьми до совершения молитвы
Ан-Навави сказал: «Является мустахабом, чтобы до совершения истихары проконсультироваться с тем, кто известен как искренний, заботящийся и опытный, и кто является надежным в отношении его религиозности и знания. Аллах сказал (перевод смысла):
«советуйся с ними о делах» (3:159)
7. Что следует читать во время молитвы истихара
Существует три мнения относительно того, что следует читать в молитве истихара.
А) Ханафиты, Маликиты и Шафииты сказали, что является мустахабом после прочтения Фатихи, прочесть суру Кяфирун{ قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ } в первом ракате, и суру Ихлас{ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ } во втором.
Ан-Навави сказал, объясняя причину этого, что уместно читать это в молитве, для того, чтобы показать искренность и выразить обращение своих дел Аллаху. Он сказал, что также допустимо добавить к этому и другие аяты из Курана, смысл которых связан с выбором или решением.
Б) Некоторые саляфы сказали, что в молитве истихара было бы хорошо добавить чтение следующих аятов в первом ракате:
«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! Твой Господь знает то, что кроется в их груди, и то, что они обнаруживают. Он – Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни и в Последней жизни. Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:68-70)
{ وَرَبُّك يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَيَخْتَارُ . مَا كَانَ لَهُمْ الْخِيَرَةُ سُبْحَانَ اللَّهِ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ . وَرَبُّك يَعْلَمُ مَا تُكِنُّ صُدُورُهُمْ وَمَا يُعْلِنُونَ . وَهُوَ اللَّهُ لا إلَهَ إلا هُوَ لَهُ الْحَمْدُ فِي الْأُولَى وَالْآخِرَةِ وَلَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ }
И следующие аяты во втором ракате:
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение.» (33:36)
{ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلا مُؤْمِنَةٍ إذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمْ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَنْ يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلالا مُبِينًا }
В) Ханбалиты и некоторые фукаха не указывали на необходимость чтения определенных аятов во время молитвы истихара.
8. Когда следует читать дуа?
Ханафиты, Маликиты, Шафииты и Ханбалиты считают, что дуа следует читать сразу после молитвы. И это соответствует тому, что было сказано в хадисе, переданном от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). См. al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, часть 3, стр. 241.
Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал в aль-Фатаава аль-Кубра: часть 2, стр. 265:
Вопрос относительно Дуа аль истихара دُعَاءِ الِاسْتِخَارَةِ/: следует ли читать дуа во время молитвы или после салама?
Ответ: дозволенно читать дуа истихара до и после салама, когда вы совершаете молитву истихара или другую молитву. Чтение дуа до салама более предпочтительно, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал много дуа до салама, и поклоняющийся до произнесения салама все еще находится в состоянии молитвы, и поэтому лучше читать дуа в это время».
И Аллаху известно лучше.