В трактате “Трудные вопросы классической китайской медицины” говорится, что “у молодых кровь и жизненная сила ци находятся в расцвете, мышцы и плоть у них глубокие, жизненные ци проходят свободно, а защитная - Вэй и светлая - Жун (янская энергия, необходимая для работы внутренних органов) двигаются безостановочно. Поэтому в течение дня “молодые” энергичны, а ночью спят беспробудно. У стариков кровь и ци дряхлеют. Мышцы и плоть у них не гладкие, движение защитной - Вэй и светлой - Жун короткотечные. Поэтому в течение дня “старики” не могут быть энергичными, а ночью не могут заснуть”.
Из вышеприведенной цитаты можно определить основные задачи, которые возлагаются на занятия цигун. Это снятие всех препятствий, возникающих при продвижении энергии в организме, и, как следствие, омоложение организма, устранение болезней, уже имеющихся в нем.
Важнейшая теоретическая база сформировалась на основе древней восточной медицины и дыхательных упражнений. В период династий Сун и Тан система цигун пользовалась поддержкой императоров и была признана официально одним из направлений практической медицины в Китае.
Термин “цигун” появился в эпоху Цинь (Китай; 265-420 гг) в работе Сюй Сюня “Цзин-мин Цзун-цзяо лу” (“Записки о пресветлом учении патриархов”). Это не означает, что система цигун не была известна ранее. Она имела другие названия, но ее суть - соединение мысли, движения и дыхания - являлась, краеугольным камнем более ранних систем.
У этих систем были следующие названия: “дао-инь” (руководить и растягивать), “туна” (выплевывать и удерживать дыхание; упражнение в дыхании; неподвижное сидение; погружение в созерцание); “нэйгун” (упражнение для развития внутренней силы организма); “фу-ци” (прием вовнутрь дыхания ци).
Термин “цигун” стал широко применяться для обозначения психофизических упражнений лишь с 50-х гг XX в, когда был официально утвержден в КНР.
Иероглиф “ци” в сочетании цигун имеет значение дыхания. Иероглиф “гун” означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и форм. Выполнять упражнения цигун - значит упражнять “ци”, а также “и” (тренировать волю), т.е. с помощью “и” вызывать циркуляцию “ци”, что способствует увеличению внутренних сил организма и его омоложению.
“Ци”, по традиционным представлениям Востока (или “чи” - по-японски, “ки” - по-корейски, “кхи” - по-вьетнамски), - это исконная материальная субстанция, которая образует все вещи, процессы, явления в космосе, во Вселенной, на Земле и в нас самих.
Считается, что занятия по системе цигун дают следующие результаты:
1.Укрепление здоровья, излечение от болезней, продление жизни.
2.Избавление от тяжелых, трудноизлечимых болезней.
3.Увеличение интеллектуальных возможностей и раскрытие физического потенциала человеческого организма.
4. Открытие в человеке:
1. “третьего глаза”;
2. “небесного слуха”;
3. возможности уменьшить вес собственным усилием воли;
4. пророчества;
5. чтения мыслей;
6. контроля над всеми действиями тела.
Отметим, что все положения, указанные в 4-м пункте, - это побочные явления, не соотносящиеся с целью системы цигун. Однако, многие ученики считают их своей главной целью, достигнув которую, прекращают занятия. Они забывают, что названные способности являются лишь следствием уровня энергии ци, достигнутого в процессе занятий по данной системе, а прекращение занятий приведет к постепенному истощению запаса энергии ци и, как следствие, к потере ранее приобретенного дара.
Цигун - достижение человеком совершенства через использование своих внутренних и внешних сил. “Кто до предела совершенствует свое внутреннее состояние, тот познает всю Природу; кто познает природу, тот познает Небо”. Этот афоризм принадлежит Менцзы (приблизительно 327-289 гг. до н.э.).
Три закона - Небо, Земля, Человек - символизируют весь комплекс взаимоотношений, которые могут возникнуть между Космосом, не проявленной Природой и их посредником - Человеком. “Пространство между небом и землей подобно кузнечному меху и флейте: изнутри прямо и пусто. Чем сильнее движение, тем больше результатов”. (Лао-цзы, Дао-Дэ-Цзинь).
Три гуны - сатва-гуна (добродетель), раджа-гуна (страсть) и тамо-гуна (невежество) - определяют образ жизни человека, мышление и деятельность души. Благодаря их взаимодействию, происходят творение, поддержание и уничтожение Вселенной. За деятельность этих гун отвечают три великих индийских бога: за тамо-гуну - Шива, раджа-гуну - Брахма, сатва-гуну - Вишну.
Тамо-гуна такова, что ее влияние влечет за собой иллюзию, леность, употребление одурманивающих веществ (считается, что время самого сильного воздействия этой гуны на землю - с 20 до 4 часов).
Раджа-гуна выражает страсть ко всевозможным материальным благам (время - с 12 до 20 часов).
Сатва-гуна несет знание, счастье, чистоту, владение своими чувствами, смирение и сдержанность (время - с 4 до 12 часов).
“Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение” [”Бхагават-Гита” гл.3, т.5].
Упражнения цигун и система цигун, описанные в этой книге, базируются на технике Школы цигун.
Школа относится к так называемому элитарно-императорскому уровню, когда преподавание велось в закрытых обществах и для поступления необходимо было сдать продолжительный и сложный экзамен. На этом уровне обязательными являлись углубленные знания и по философии, и по восточной медицине. Считается, что Школа, как и основные 30 стилей вьетнамских единоборств, сформировалась из императорского стиля Вьетнама.
Цигун Школы сложился на взаимодействии двух великих культур – Индии и Китая, вобрав в себя все лучшее, что создано этими культурами на территории Вьетнама.