Шаманы и знахари во все времена очень активно использовали узелковую магию. В шаманских практиках Индии, Тибета, Индонезии, Китая, Ирландии, Мексики и других стран исполнялся ритуал так на¬зываемого «чуда веревки», который представлял собой восхождение на небо с ее помощью. Этот ритуал основывался на мифе о дереве или веревке, которые в начале времен соединяли небо и землю, и по ним осуществлялась связь между людьми и богами. Разумеется, на небо в результате этого ритуала колдун не попадал, но с его помощью мог излечивать сотни болезней и направлять события в нужное русло.
В русской народной колдовской практике использование нитей и узлов в магических целях было явлением вполне обычным и регулярным. Завязывание или обвязывание чего-либо применяли в качестве преграды, помехи болезни и порчи, в качестве закрепления результата или с целью захвата нитью или узлом болезни для переноса ее в другое место. В ритуалах использовали различные нити: шелковые, льняные (суровые), шерстяные. Цвета также использовались разные; различным было и количество нитей для ритуала, но оно всегда должно было быть нечетным.
Например, считалось, что если обвить вокруг рук и ног человека моток красной шерсти, то это предохранит от малярии и лихорадки. В узел можно поймать болезнь, «напавшую» на человека, завязать ее и перенести в другое место. Чтобы избавиться от бородавок, надо навязать на нитке столько же узелков, сколько есть бородавок, и закопать в землю: когда сгниет нитка, вместе с нею пропадут и болячки. Для лечения грыжи из клубка вытягивали нить — на ней завязывали семь или девять узлов, после чего ее привязывали к грыже больного.
Прогнать болезнь также можно, завязав на шею больного шнурок с узлами-намерениями, узлами- амулетами.
Завязывание и обвязывание русскими знахарями и знахарками предпринималось и в целях привязывания удачи в новом деле, и для закрепления успеха в деле уже свершенном.
Правило, которое предписывает участвовать в магических и религиозных обрядах с распущенными волосами и босыми ногами, также основывается, вероятно, на опасении, что наличие узла или чего-то стягивающего на голове или на ногах участника отрицательно скажется на эффективности обряда.
В земледельческой магии с помощью узла «привязывали» плодородие. Украинцы в Аубенском уезде при звонах колоколов на страстную службу завязывали на ниточке столько узлов, сколько раз бил колокол. Потом эту нить с узлами, символизирующими завязи плодов, привязывали себе на руку и с ней сажали овощи.
Чтобы корова сразу нагуляла теленка, в Польше делали на веревке, на которой ее приводили к быку, три узла. В России, чтобы купленную корову «привязать» к дому, делали на веревке девять узлов и вешали на чердак.
Особенно часто упоминание узла и завязывания чего-то встречается в заговорах. Например, от пули заговаривали себя так: «...завяжу я, раб Божий, по пяти узлов всякому стрельцу немирному, неверному... вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги, замкните все пищали, опутайте все луки, повяжите все ратныя оружия...» Существует множество заговоров от навета, от порчи и сглаза, в которых упоминаются именно узлы: «И всех завяжу в узел и не могли б реши на меня и против меня... никакого слова со дерзновением...»