По православному календарю 29 февраля - День памяти Святого Иоанна Кассиана Римлянина, Кассиана Затворника, а также некоторых других Кассианов и Касьянов. В невисокосные годы этот день переносится на 28 февраля, однако народная молва окрестила именно 29 февраля Касьяновым днем.
Високосные года считались на Руси опасными, связанными с различными бедами и несчастьями. А сам Касьянов день пользовался в народе дурной славой, некоторые народные поверья считают его самым страшным днем за все четыре года високосного цикла. К этому дню как и к самому Касьяну придумано множество нелестных определений: Касьян Завистник, Касьян Скупой, Касьян Злопамятный, Касьян Корыстный, Касьян Остудный, Касьян Грозный, Касьян Тяжелый.
Распространенные легенды про Святого Касьяна - о том, что он де прогневил Бога и поэтому тот установил ему именины только раз в четыре года; о том, что святой, дескать, кому-то не помог телегу приподнять; о прочих "прегрешениях" страшного святого не имеют под собой никаких оснований. Скорее они являются народными фольклорными сказаниями, опирающимися на некоторые дохристианские верования. Жизнь Святого Кассиана и его действительно интересные богословские труды не дают к наговорам никаких поводов. Просто так уж совпало, что день Кассиана совпал с днем другого мифологического персонажа.
Во многих источниках указывается, что 29 февраля - день Кащея Чернобога, представителя темных и злых сил в славянском пантеоне богов. Христианизация Руси повлекла за собой перенос образа темного бога и связанных с этим образом предрассудков на святого, чьи именины отмечаются в тот же день. А схожесть звучания имен: Кассиан - Касьян - Касен - Касей - Кащей только способствовала закреплению такого переноса. Отсюда и страх, и ожидание несчастий - Чернобог в большинстве сказаний и легенд выступает против героев и добрых сил, подстраивая разные козни и неприятности.
Касьян и Николай Угодник
Шли однажды святые Касьян и Николай Угодник по дороге. Видят - мужик тащит воз из грязи. Мужик увидал святых да и просит - пособите вытащить воз. Николай Угодник засучил рукава, залез в грязь, вытащил воз. А Касьян остался в сторонке стоять. Поблагодарил мужик Николая Угодника да и отправился своей дорогой. А святые пришли в рай - у Касьяна риза чистая, а у Николая Угодника вся грязью измазана. Бог увидел святых, начал расспрашивать, отчего Николай Угодник в грязной ризе к нему явился. Рассказал святой Николай, что помогал мужику воз тащить да перемазался. Узнал Бог, что Касьян мужику не помог, рассердился, и лишил Касьяна именин. После простил Бог Касьяна, но именины оставил только раз в четыре года - в назидание.
Читайте также - Сказка о Касьяне и Николе Угоднике в изложении А.Н. Афанасьева
Прямо скажем - это типичная бытовая сказка о попавшем беду мужичке. Мораль сказки проста и прямолинейна - помоги ближнему, особенно если тебя о помощи просят. Таких историй с разными вариациями наказания и поощрения в мировом фольклоре и литературе - тысячи. Интересно было бы понять, почему именно так распределились роли у святых именно в этой сказке, неужели только за счет подозрительности и опасений к Касьяну в принципе?
Касьян - сторож ада
Святой Касьян сторожит ворота ада. Мимо него никто из ада на белый свет не проскочит. Господь отпускает его на отдых только раз в четыре года - на один день. Пока Касьян отдыхает, его обязанности 12 апостолов исполняют. Но опыта у них маловато, кое-какая нечисть на белый свет пробирается, потому-то в Касьянов день столько несчастий да горя приключается. Только один день и может отдохнуть Касьян, иначе и вовсе никому бы житья не было.
Миф о стороже ада куда более сложен и глубок, чем сказка о увязшей телеге. И здесь есть стыковки с самыми разными мифологиями мира. Сторож ада, подземного мира, злых сил - это уже не заносчивый святой, это эпическая фигура, важная для обретения устойчивости мира и сохранении равновесия между добром и злом. Христианские термины здесь - только обозначения понятий, сложившихся ранее, хотя подчас монотеистическая религия накладывает некоторые корректировки на сам смысл, например, христианский ад - не соответствует языческому подземному миру и так далее.
Подробнее тема изложена здесь - Касьян и славянские боги
Фольклор в пословицах и поговорках приписывает особую силу взгляду Касьяна. То есть поверье связывает Касьяна с особым "даром" наводить сглаз и порчу. Cыграло свою роль общее ожидание недоброжелательности и бедствий плюс наложение дохристианских представлений. Касьян оказался столь зорким и остроглазым, что в некоторых сказаниях ему приписывают умение убивать взглядом. Также Касьян часто косит - скорее всего это связано с наложением образа Кащея как бога смерти. А излюбленный "инструмент" смерти - коса. В приведенных строках "Касьян" легко заменяется на "Кащей", и все становится понятнее.
Пословицы, поговорки, скороговорки о Касьяне и Касьяновом дне
Общеизвестный фольклор
Касьян на что ни взглянет - все вянет.
Касьян на траву взглянет - трава вянет, на скот - скот дохнет, на дерево - дерево сохнет.
Худ приплод на Касьянов год.
Косарь Касьян косой косит косо, не скосит покоса Касьян-косарь.
Косарь Касьян косой косит косо, не скосит косарь Касьян покоса.
Читайте также нашу оригинальную подборку- Поговорки и частушки о Касьяне
Возможно, хорошее зрение нужно Касьяну, чтобы стеречь ад (чтобы никто не слинял из этого теплого местечка по-быстрому). Хотя, по-простому, заработавшийся с нечистью Касьян просто строг и суров - от охранника тюрьмы для особо опасных преступников ведь как не ждешь нежностей и миндальничания, что уж тут от стража преисподней ждать.
В пословицах и поговорках обращает на себя внимание отсутствие защиты от "глаза Касьяна". То есть единственное, что можно сделать - уберечься от страшного взгляда, но если уж Касьян глянул - все пропало, жди неприятностей. Мощный взор, что и говорить.
И, разумеется, сложно пройти мимо пассажа "Христу покрестись, Солнцу-батюшке помолись". Так и хочется увидеть в этой поговорке по-своему замечательную смесь христианства с язычеством, а Касьяна признать персонажем, существующим в двух параллельных мирах.
Вывод был очевиден с самого начала изучения темы - фольклорный и мифологический Касьян весьма далек от святого, которому обязан нынешним именем.
Вещагина Анна